Очень популярно во все времена было применение золы из русской печи в делах сердечных. Раньше гадали не только девушки, но и потенциальные женихи на будущих невест. При этом говорились такие слова: «... В чистом поле 77 медных камней на светлых каленых печах, по 77 Яги-баб... Коль горят пылко и жарко медные печи, так же, как раба божия ... (имя возлюбленной) пеклась и страдала по ... (имя гадающего парня)». Печка принимала заклинания на остуду, ссору и на изжигание любви. Говорят, что изба начинается с печки. Можно изменить народную мудрость, сказав, что всё в доме вращается вокруг печки. Это всегда было центральным местом избы. Немало различных суеверий связано именно с огнём и печью. Считается, что нельзя оставлять поддувало открытым, так как через него в дом может попасть ведьма. Домовой в народных преданиях тоже очень часто селился под печкой и оттуда зорко следил за порядком в доме. В стене над печью часто сооружали небольшое отверстие, выходящее на улицу. Оно делалось в виде окна, через которое проходили в избу первые лучи солнца. Это предвещало благополучие и мир в семье. Печи иногда украшались красивыми занавесками или художественной росписью. Огонь печи и выходящий из трубы дым отождествляли с душами умерших предков, которые и после смерти продолжают согревать своим теплом. Очень символично то, что печь на Руси сравнивалась с материнским чревом, которое дарит жизнь, кормит, согревает и защищает от невзгод. Когда женщина рожала, в доме принято было открывать все двери, в том числе печные заслонки. Р. Гамзатов в произведении «У очага» так писал о значении печи длярусского человека: Дверцы печки растворены, угли раздуты, И кирпич закопчен, и огонь тускловат, Но гляжу я на пламя, и кажется, будто Это вовсе не угли, а звезды горят. Звезды детства горят, звезды неба родного, Я сижу у огня, и мерещится мне. Будто сказка отца мне послышалась снова. Песня матери снова звучит в тишине. Полночь. Гас нет огонь. Затворяю я дверцу — Нет ни дыма, ни пламени, нет никого. Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу, Песня матери, сказка отца моего. Старинные свадебные обряды включали в себя хоровод вокруг печки и прикладывание рук к ней, после чего сваты начинали считаться близкими родственниками (рис. 5). Также в число близких людей включались гости, переночевавшие на печи, так как, по поверью, человек, вкусивший в доме еды и согретый хозяйским теплом, уже не сможет сделать хозяину ничего скверного.
Рис. 5. Старинные русские печи не зря до сих пор считаются актуальными Очень много поверий, старинных народных обрядов и гаданий связано с прогоревшими печными углями и головешками. В древние времена крестьяне любили наблюдать за огнём. Смотря на тлеющие угли, человек понимал магическую силу огня, которая была безгранична, а потому про это священнодействие можно говорить бесконечно. На эту тему существует очень много народных пословиц, поговорок, присказок и даже загадок. Рассмотрим одну из них: «Огонь в камне спал, по железу встал, по дереву пошёл — как сокол полетел». На самом деле отгадка проста — это процесс высечения огня при помощи кремневого камня и железного огнива. Огнивом называется пластинка из стали, кремень — любой твердый камень, который обычно подбирали у реки или в карьере. Самьи лучшим материалом для трения, который сразу начинает тлеть, считал кусочки гриба-трутовика, названного трутом. В прогоревших углях англичане видели «гробы» и «колыбели», которые символизировали скорую смерть или рождение ребенка: головешка овальной формы была символом колыбели и обещала скорое пополнение семейства, а продолговатой формы головня обозначала гроб и обещал скорую кончину одного из родственников. Считалось, что головешка должна выпрыгивать из печи беззвучно. Выстреливающие поленья в России принимались как добрый знак, а вываливающиеся из топки говорили о скором приходе гостей. Крестьяне на Руси хранили головню после пожара как средство за щиты от повторного возгорания жилища. Очень интересно одно древнее поверье: чтобы молодой не бил жены своей, нельзя бить клюкой головешки в бане на молодях, на молод месяц (во время молодого месяца). Издавна известна целительная и очистительная сила печной золы. Для того чтобы предохранить всю родню от злых духов, в дом приглашала знахарь, способный заговаривать ото всех недугов при помощи золы из семи печей. По сей день зола собирается и применяется при разных заболевания и недугах, используется в различных обрядах (рис. 6).
Рис. 6. Печная зола Приметы, связанные с печью, многое могут рассказать о её истории. - По преданию, домовой очень любил кошек, а поэтому специально для него кошка сажалась на печку и как бы дарилась домовому что ассоциировалось с дарением домашнего очага и уюта.
- Полагали, что нечистая сила может проникнуть через печную трубу, а не только через окна и двери. Вообще печной шесток издавна считался любимым отправным местом для ведьм. Ведьм; в русских сказаниях всегда вылетала в трубу. Классики русской литературы часто в своих сюжетах обращались к этой теме. Так Н. В. Гоголь в произведении «Ночь перед Рождеством» описал вылет ведьмы следующим образом: «...Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле...».
А. Пушкин так описал превращение кумы в ведьму в стихотворении: И слышу, кумушка моя С печи тихонько прыгнула, Слегка обшарила меня, Присела к печке, уголь вздула И свечку тонкую зажгла, Да в уголок пошла со свечкой. Там с полки скляночку взяла И, сев на веник перед печкой, Разделась донага, потом Из склянки три раза хлебнула И вдруг на венике верхом Взвилась в трубу — и улизнула. Старики считали, что в русских банях живёт домовой — Банник, принимавший облик кота или собаки с горящими огнём глазами. Именно для него при топке бани на печь бросали пригоршню соли, а также делали жертвоприношения в виде убитой чёрной курицы. Кости курицы обязательно в последствии закапывались под порогом. Самым подходящим временем для купания в бане считалось 5—7 часов вечера, а иначе Банник мог поломать каменку и вылить всю воду. При входе в баню Банника сначала приветствовали, а после благодарили за хороший пар. Крестьяне, собираясь в баню, приговаривали: «Банный князь, возьми нашу грязь. Дай нам чистое тело». Воду в бане никогда не выливали полностью, чтобы Банник мог тоже помыться. Кроме Банника в теплой русской баньке проживала Банная старушка (Банная матушка), которая, согласно поверьям, помогала всем роженицам, больным и немощным. Похороны и обряд погребения также были связаны с участием в них огня и печек. Похоронив своих родственников, российские крестьяне верили в то, что необходимо заглянуть в печь, попросить у усопшего прощения за все прошлые грехи в прожитой жизни.
|